Что такое познавательная активность?
Познавательная активность – это не просто интерес к знаниям, а избирательная направленность личности к процессу познания, к его предметной стороне и самому овладению знаниями (Г.И. Щукина). Это внутреннее побуждение к исследованию, анализу и осмыслению информации. Психологи и педагоги изучают познавательную активность как неотъемлемую часть общего процесса воспитания и развития личности.
Виды познавательной активности
В.А; Адольф и И;Ю. Степанова выделяют различные виды активности, включающие в себя познавательную:
- Мыслительная активность: характеризуется напряженной работой мыслительных процессов – сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и т.д.
- Познавательный интерес: эмоционально окрашенный мотив, побуждающий к самостоятельному поиску знаний.
Роль тематического окружения
Тематическое окружение играет решающую роль в формировании и поддержании познавательной активности. Оно включает в себя:
- Предметно-развивающую среду: наличие разнообразных материалов, стимулирующих исследовательскую деятельность.
- Социальное окружение: взаимодействие с педагогами и сверстниками, обмен знаниями и опытом.
- Эмоциональный климат: атмосфера поддержки, доверия и поощрения инициативы.
Тематическое окружение в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте особенно важно использовать метод проектирования, интегрирующий различные виды деятельности вокруг единой темы. Решение познавательно-практических задач в процессе проектирования мотивирует детей к обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков и публичных выступлений. Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, должна быть тематически насыщена и способствовать развитию любознательности.
Тематическое окружение в младшем школьном возрасте
Познавательный интерес в младшем школьном возрасте является мощным мотивом учения. Он окрашивает образовательную деятельность эмоционально и психологически, побуждает к самостоятельности, творчеству и активному овладению знаниями. Тематическое окружение должно быть направлено на поддержание и развитие этого интереса, предлагая увлекательные задачи и возможности для исследования.
Повышение качества образования через развитие познавательной активности
Развитие познавательной активности – необходимое условие повышения качества образования. Активность является фундаментальной категорией в изучении психики и психического развития. Для каждого возрастного периода характерен свой ведущий вид деятельности: игра в дошкольном возрасте, учение в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность в среднем школьном возрасте.
Создание тематического окружения, стимулирующего познавательную активность, требует от педагогов:
- Индивидуального подхода: учет интересов и потребностей каждого ребенка.
- Использования разнообразных методов и приемов: игры, проекты, исследования, дискуссии.
- Создания атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
Список литературы:
- Вестник практической психологии образования, 2017. Том 14. 3
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. Москва: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.