Тематическое окружение и познавательная активность

Что такое познавательная активность?

Познавательная активность – это не просто интерес к знаниям, а избирательная направленность личности к процессу познания, к его предметной стороне и самому овладению знаниями (Г.И. Щукина). Это внутреннее побуждение к исследованию, анализу и осмыслению информации. Психологи и педагоги изучают познавательную активность как неотъемлемую часть общего процесса воспитания и развития личности.

Виды познавательной активности

В.А; Адольф и И;Ю. Степанова выделяют различные виды активности, включающие в себя познавательную:

  • Мыслительная активность: характеризуется напряженной работой мыслительных процессов – сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и т.д.
  • Познавательный интерес: эмоционально окрашенный мотив, побуждающий к самостоятельному поиску знаний.

Роль тематического окружения

Тематическое окружение играет решающую роль в формировании и поддержании познавательной активности. Оно включает в себя:

  • Предметно-развивающую среду: наличие разнообразных материалов, стимулирующих исследовательскую деятельность.
  • Социальное окружение: взаимодействие с педагогами и сверстниками, обмен знаниями и опытом.
  • Эмоциональный климат: атмосфера поддержки, доверия и поощрения инициативы.

Тематическое окружение в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте особенно важно использовать метод проектирования, интегрирующий различные виды деятельности вокруг единой темы. Решение познавательно-практических задач в процессе проектирования мотивирует детей к обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков и публичных выступлений. Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, должна быть тематически насыщена и способствовать развитию любознательности.

Тематическое окружение в младшем школьном возрасте

Познавательный интерес в младшем школьном возрасте является мощным мотивом учения. Он окрашивает образовательную деятельность эмоционально и психологически, побуждает к самостоятельности, творчеству и активному овладению знаниями. Тематическое окружение должно быть направлено на поддержание и развитие этого интереса, предлагая увлекательные задачи и возможности для исследования.

Повышение качества образования через развитие познавательной активности

Развитие познавательной активности – необходимое условие повышения качества образования. Активность является фундаментальной категорией в изучении психики и психического развития. Для каждого возрастного периода характерен свой ведущий вид деятельности: игра в дошкольном возрасте, учение в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность в среднем школьном возрасте.

Создание тематического окружения, стимулирующего познавательную активность, требует от педагогов:

  1. Индивидуального подхода: учет интересов и потребностей каждого ребенка.
  2. Использования разнообразных методов и приемов: игры, проекты, исследования, дискуссии.
  3. Создания атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Список литературы:

  • Вестник практической психологии образования, 2017. Том 14. 3
  • Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. Москва: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.